Наткнулся тут на видео о парадоксах времени из фильма Терминатор:

Начал писать комментарий к нему и получилось как-то длинновато. Да и была уже статья на смежную тему. Вот, решил её немного дополнить.

В «Назад в будущее» как раз и используется теория мультивселенной. Но она там нарушается сплошь и рядом.

  1. Марти вернулся в 55 и сразу создал альтернативный 85, в котором его родители не поженились, в результате чего стал исчезать. Но, согласно теории мультивселенной, это никак не должно было на нём отразится, так как в его версии 85 ничего не изменилось. Косяк номер раз.
  2. Марти сводит своих родителей в уже созданном альтернативном 55 и создаёт песню «Johny, be good». Этим он создаёт ещё одно ответвление времени и очередную параллельную реальность, в которой его отец успешный писатель, а дядя не путешествует по тюрьмам. После этого Марти возвращается в 85 этой реальности, к которой не имеет никакого отношения, кроме своего влияния на родителей. Он помнит свою реальность и ничего не знает о той, в которую попал, что логично. Но, согласно теории мультивселенной, он не просто вернулся в своё время, а попал в 85 этой параллельной реальности, в которой должен быть альтернативный Марти. Косяк номер два.
  3. Док, вместо того, чтобы просто предупредить Марти о его грядущих ошибках, главную из которых он совершит буквально в этот же самый день (если кто не заметил, за всю трилогию в 85 году проходит всего ОДИН день), а именно гонки с местной шпаной до аварии с ролсройсом, хватает его с девушкой и мчит на 30 лет вперёд, чтобы Марти отказал тамошней шпане вместо своего сына. Гений просто. Нет, чтобы, как Марти, оставить письмо. Косяк номер три.
  4. Бифф летит на дэлориане в 55, создаёт там новую параллельную реальность, но, в отличии от Марти из первого фильма, возвращается Бифф в ту же реальность, из которой прилетел. Косяк номер четыре.
  5. Марти, Док и Джени летят из 2015 в 85 (в прошлое этой же реальности), что значит, что они изолированы от созданной Биффом в прошлом параллельной вселенной, но прибывают они почему-то именно в эту параллельную реальность, где, к слову, есть свой параллельный Марти и свой параллельный Док. Косяк номер пять.
  6. Дока швыряет из 55 в 1885, где он полгода создаёт всё новые и новые ответвления времени, но его письмо находит Марти именно в той вселенной, из которой выкинуло Дока. Могила Дока и дэлориан так же благополучно остались в исходной реальности. Косяк номер шесть.
  7. Марти прыгает вслед за Доком за неделю до его смерти, то есть спустя те полгода, что Док жил в 1885 и ветвил время. Но вместо того, чтобы попасть в исходную реальность, где единственному Доку было лет 5 максимум, он попадает именно в ту, из которой Док отправил письмо. Косяк номер семь.

По итогу

Трилогия, как цельное и нерушимое произведение, нарушает как законы времени, включая теорию мультивселенной, которую сама же поддерживает, так и собственные установленные в самом фильме законы.

Что касается возможности создания машины времени, то именно концепция мультивселенной и делает это невозможным, так как путешествие во времени превратит путешественника в реликт, который уже никогда не сможет вернуться в своё время своей реальности.